Елена Ильницкая:
Как был создан ялтинский орган? Насколько востребована органная музыка? Какой репертуар у органного зала? Что в ближайших планах зала?
Владимир Хромченко:
Ливадийский орган лучший в Украине Строительство органа начиналось 15 лет назад. Тогда же был создан органный зал. Появление в Ливадии органа можно сравнить с появлением на болотистом месте Исакиевского собора. Я как организатор в то время сталкивался с проблемой приобретения необходимых строительных материалов. Но в результате мы выстояли, и органный зал существует. Орган отвечает самым высоким мировым требованиям как техническим, так и эстетическим. Сегодня этот орган и зал внесены не только в книгу рекордов Украины как объект культуры национального значения, но и во Всемирный каталог органов, который издается в Голландии. Считается, что это самый крупный и совершенный орган на Украине. Впервые наша страна вышла на такой уровень, когда в ней смогли создать такой инструмент. Орган является не только гордостью нашего города, но и всей страны в целом. Потому что орган это не просто инструмент, а вместилище огромного количества разных знаний технического и художественного плана, которые имеют свое отображение в его конструкции и тембровом составе.
Слушать орган значит, трудиться душой Я думаю, что органный зал пока недостаточно востребован слушателями. Это объясняется тем, что все, что касается музыки, серьезного искусства, требует планомерной работы, усилий государства, воспитания подрастающего поколения и всех остальных слоев населения. Страна должна повышать культурный уровень своих граждан. Тогда будет реальная возможность востребованности серьезного искусства. За примерами ходить далеко не надо свидетельством является уровень жизни в высокоразвитых странах мира. Информационное пространство заполнено большим количеством сомнительного качества продукции, которая не способствует творческому росту населения. Все понимают, что это очень низко и примитивно. Опасность заключается в том, что человеку не нужно над собой работать, трудиться душой. Искусство низкого качества улучшает не положение в стране, а тех организаций, которые пропагандируют подобные вещи.
Музыка, понятная всем У нас исполняют органную музыку разных стран, которая охватывает все периоды в истории существования органа. Но главным образом 17-19 века, когда были написаны самые яркие вещи. Кроме меня, выступают и другие музыканты, в том числе зарубежные. Входной билет на концерт стоит от 2 до 10 гривен. Иногда мы проводим благотворительные концерты для жителей нашего города и гостей. Главная задача, которую мы себе ставим при составлении репертуара, заключается в том, чтобы музыка не отталкивала своей непонятностью, а чтобы она была достаточно демократичной и любому слушателю была в той или иной степени интересна. К счастью, органная музыка это позволяет сделать. Каждый в этой музыке находит что-то свое.
Новый штрих на карте страны В этом году с 10 июля по 26 сентября у нас будет проводиться Первый Международный фестиваль органной музыки Ливадия-Фест, в котором планируется участие органистов из разных стран. Он организуется при содействии ялтинского исполкома, Верховного Совета Крыма и фонда Немцы Крыма. С помощью этого фестиваля мы пытаемся привнести в наш город нечто новое. В городе проходит множество фестивалей, но очень мало среди них тех, которые несли бы в себе фундаментальное, классическое искусство. А Ялта должна быть особым культурным центром. Ведь выше органной музыки ничего не существует. Этот фестиваль внесет новую отметку на культурной карте нашей страны.
Органисты у нас живут обособленно в силу редкости своей профессии. Встречи с коллегами случаются нечасто, и поэтому я была рада найти по телефону человека, о котором давно слышала от коллег. Владимир Анатольевич Хромченко органист и органостроитель. Мы легко познакомились, и я получила приглашение приехать. Место встречи было более чем приятное Ялта. Я очень давно слышала об органном зале в Ялте, и, конечно, мне не терпелось увидеть и услышать орган, пощупать его своими руками.
И вот мы в Ливадии. Указатель: стрелка Ливадийский дворец, стрелка органный зал. Подходим к симпатичному небольшому зданию с часами, парадной лестницей и фонарями. Навстречу из зала густой поток загорелых отдыхающих, выходящих после концерта под лучи южного палящего солнца. Войдя в зал, я никак не могла понять, где я. Внутренний интерьер, люстры напоминали светлую протестантскую церковь. Каково же было мое удивление, когда я узнала его историю.
В 19101911 гг. одновременно со строительством Ливадийского дворца было сооружено здание электростанции, которое впоследствии снабжало электроэнергией всю Ливадию. Автор проекта придворный архитектор Глеб Гущин. В 20-х годах оборудование было демонтировано, в разное время там размещались столовая, клуб, лагерь для военнопленных, склад, мастерские. К концу 80-х годов здание находилось в полуразрушенном состоянии. В результате проведенной реконструкции заново созданный интерьер включил в себя лепку, цветные витражи, ограждения, пилястры, капители. Таким образом здание бывшей электростанции превратилось в блестящий архитектурный ансамбль. Здесь и находятся органный зал и центр органной музыки Ливадия.
Владимир Хромченко оказался приветливым и гостеприимным хозяином. Именно он и является автором и разработчиком проекта строительства органа и реконструкции здания, а также директором и художественным руководителем центра органной музыки Ливадия. Он же органист и органостроитель, выпускник Таллинской консерватории, ученик Хуго Лепнурма. Оказывается, в Ялте, кроме Ливадийского органа, находятся еще два его инструмента: в музыкальной школе и армянской церкви. Есть еще четвертый (!) орган в католической церкви, но другой фирмы. Подумать только, в Ялте, где 30 тысяч жителей, четыре органа!
После небольшого знакомства мы наконец поднимаемся к органу, который установлен на специально встроенном балконе. Владимир Анатольевич рассказывает, что орган создавался в подвале этого же здания одновременно с проведением строительных и художественно-оформительских работ. Это первый отечественный инструмент такого класса, созданный на территории бывшего Союза и самый крупный на Украине. Признаюсь, я была действительно удивлена, поскольку не ожидала увидеть такой крупный орган. Он имеет четыре мануала (клавиатуры для рук) и педаль (клавиатура для ног), 69 регистров и более 4600 труб.
Конечно же, я села за инструмент и начала пробовать его силу и голоса. Звучание органа благородно. Меня, как органиста, безусловно поразила его диспозиция, т. е. набор голосов (регистров). Перепробовав массу вариантов, наигравшись самой разной музыки, я поняла, что инструмент этот по-настоящему универсален. Он имеет все возможности для исполнения музыки разных эпох и стран, передачи ее своеобразия и различия. Кроме того, инструмент оснащен по последнему слову электронной техники и имеет более 1000 комбинаций регистров, что расширяет исполнительские возможности.
Я не переставала восхищаться этим детищем Владимира Хромченко и им самим. Ведь только благодаря его энтузиазму в Ялте звучит органная музыка. У него есть помощники, единомышленники, среди них органистка Елена Кейль, концерт которой мы послушали. В Ливадии проходят вечера камерной, ансамблевой и хоровой музыки, международные фестивали. Уникальность органного центра еще и в том, что здесь замкнутый цикл строительства, реставрации и реконструкции органов, единственный на территории СНГ. Вот хорошо бы, думала я, заказать им учебный орган для Иркутска. Более 10 лет я хожу с этой идеей. Можно было бы наконец открыть органный класс, о чем меня постоянно просят, обучать ребят, проводить студенческие концерты это такая перспектива для культурного развития.
Получив приглашение выступить и пожелав друг другу удачи, мы расстались. Мне предстояло возвращение к иркутскому органу и слушателям, которых я жду в новом концертном сезоне. Он открывается уже в сентябре. Надеюсь, мы вместе будем наслаждаться звучанием нашего прекрасного органа.